Особенности польской образовательной системы

событий в Польше

Особенности польской образовательной системы

Каждое государство отличается своей территорией, внутренним укладом и традициями своего народа. Именно поэтому мы так любим путешествовать, открывать для себя что-то новое и узнавать особенности той или иной страны.

Одной из важнейших сфер в жизни любого государства является именно система образования.

И сегодня мы рассказываем вам о пяти особенностях польской системы образования в школах и ВУЗах, которые отличают её от системы образования стран Восточной Европы.

Никаких отрывков и стихотворений наизусть

Ещё будучи в начальной школе, польские дети перестают учить стихотворения наизусть. На уроках литературы они читают книги известных польских и зарубежных авторов, обсуждают их и делятся своими впечатлениями. Даже читая поэзию, польские ученики ограничиваются рассказом о том, какое впечатление на них произвело стихотворение и о чем они думают читая эти строки.

Возможно, большинство детей из соседних стран Восточной Европы найдут в таком подходе одни плюсы.

Зачем учить стихи на память, особенно когда строки абсолютно не запоминаются? Однако многие педагоги утверждают, что именно зубрежка наизусть так хорошо тренирует и стимулирует нашу память, развивает и делает ее только лучше.

А вдобавок ко всему, знание классической литературы и поэзии всегда ценилось в обществе и помогало поддержать светскую беседу.

Поверхностное изучение всемирной истории

Если историю Польши польские школьники и студенты знают в точности и беспрекословно, для них не составит проблем перечислить королей Польши, назвать какие великие битвы, которые выиграла Польша, а также вспомнить главные польские праздники и гимн, то с мировой историей у них все гораздо хуже.

Естественно, в каждом государстве отечественная история изучается подробно и очень тщательно, ведь каждый гражданин просто обязан знать историю своего народа, своей страны.

Но если в школах Беларуси, России и Украины всемирной историей детей загружают ничуть не меньше, чем отечественной, то в Польше все немного по-другому.

Далеко не каждый поляк знает кто первый полетел в космос, кто такая Мария-Антуанетта и где живёт английский премьер-министр.

Домашние задания

В польских школах совсем иной подход к домашним заданиям нежели в странах бывшего советского союза. Здесь более либерально относятся к его проверке и стараются не так сильно загружать детей.

У каждого человека, окончившего школу на территории бывшего СССР был такой учитель, которого все боялись и учили его предмет из страха. А просидеть целый урок было настоящим стрессом и нервным напряжением.

Как правило, такие учителя были чересчур требовательны, задавали огромное домашнее задание, которое потом проверяли большую половину урока.

Несмотря на стресс и тяжесть науки, именно у таких учителей по статистике самые высокие показатели знания предмета учениками.

В Польше такой строгости и требовательности нет. Если ученик либо студент не готов к занятию, его просто попросят сделать это на следующий раз либо же объяснят все ещё раз с коллективным обсуждением сложных и непонятных вопросов.

Тесты

Как всем давно известно, именно отсутствие устных экзаменов и контрольных опросов отличает польскую систему образования от российской, белорусской и украинской.

Здесь все давно пишут тесты, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов, а открытые вопросы, где нужно написать несколько слов и предложений, как правило, встречаются редко и являются заданием повышенной сложности.

Несмотря на то, что многие школьники и студенты любят писать тесты, т.к. можно в тишине и спокойно подумать, без презрительных взглядов педагога и боязни, что от страха начнёшь путаться в словах либо и вовсе все забудешь, устные ответы, порой, бывают гораздо лучше.

У каждого ученика либо студента за время его учёбы хоть раз в жизни случались ситуации, когда какой-то вопрос (тема) никак не запоминались и понять все это было крайне сложно. Посидев над злосчастной темой несколько дней и хоть немного разобравшись в сути, идя на экзамен, студент (ученик) все равно не хочет вытянуть именно этот вопрос.

Тест требует от нас чёткого и правильного ответа и даже зная суть темы, но с учётом, что каждый может не так понять сам вопрос, студент все же выбирает неправильный ответ, преподаватель делает вывод, что отвечающий был просто не готов.

Во время устного ответа каждый говорит все что знает, как он понимает данный вопрос и пусть где-то он все же ошибется, педагог сразу увидит, что отвечающий старался и действительно готовился к экзамену.

Отсутствие контроля

Отсутствие контроля очень ярко проявляет себя в польских высших учебных заведениях. Вот где по-настоящему царят либеральные порядки и где каждый выбирает хочет он изучать тот либо иной предмет или нет.

Несмотря на то, что в польских вузах уже давно действует система выбора предметов и преподавателей, каждого студента в конце его обучения ждёт написание научной работы и выбор научного руководителя.

Если в белорусских, российских и украинских ВУЗах студенты ежегодно пишут курсовые работы, а в конце защищают диплом, то в Польше все несколько иначе. Здесь студенты пишут научные работы в конце своего обучения на I либо же II ступени.

А польские научные руководители не отличаются особой строгостью и требовательностью, откуда часто возникают ситуации, когда студент сидит трое суток подряд над своей дипломной работой, а на защите выглядит как выжатый лимон с красными глазами и ужасно уставшим видом.

Как мы видим, разница между польской системой образования и средним/высшим образованием в странах постсоветского пространства все же присутствует. Потому если вы решили переехать в другую страну, будьте готовы к новым порядкам чужого для вас государства.

Оставить комментарий на форуме.

Источник: https://polsha24.com/statji/5-osobennostei-polskoi-sistemy-obrazovaniia-1937/

Система образования Польши

Система образования Польши

Обучение за рубежом Системы образования за рубежом Система образования Польши

Государственная система образования в Польше удачно совмещает некоторые правила из социалистического прошлого («Все имеют право на бесплатное и качественное образование») и последствия интеграции в Европейское сообщество, где высокий уровень образования позволяет стране успешнее развивать собственную экономику. Можно сказать, что система развивается и становится популярной в Европе. Проект польского правительства «Стратегия развития человеческого капитала 2020» позволил уже в 2014 году увеличить в вузах количество учебных мест для иностранных студентов в 3-4 раза.

Изменения в школьных программах и устройстве школьной системы позволяют школьникам начать выбирать будущую профессию еще в 13-14 лет и поступить в определенное место обучения без лишних хлопот (таких как сложные экзамены или недостаток учебных часов).

В Польше, государстве со сложной и замечательной историей, университеты были одними из ведущих в Европе (наряду с германскими и французскими университетами). Сегодня образование и диплом, полученные в Польше, дают возможность получить работу в любой стране объединенной Европы.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Польше будущие школьники получают в детских садах или в специальных классах при школе. Посещение «нулевого класса» является обязательным для всех детей шестилетнего возраста. Все детские сады, государственные и частные, обязаны подготовить маленьких поляков к школе, привить дисциплину и показать, как вести себя на уроках.

Во время подготовки к настоящей школе дети учатся читать и считать, писать и рисовать. Немало времени отведено физической подготовке. Все занятия проводятся в игровой манере.

В детские сады дети начинают ходить с 3 лет. Работающие родители могут доверить воспитание детей профессиональным педагогам не только на время ежедневных посещений, но и на срок до двух недель, если находятся далеко от детского сада.

Частные детские сады за достаточно высокую плату готовят детей по усложненной программе. Иностранные языки (один или два), начальная школьная программа – дети из хорошо обеспеченных семей получают индивидуальное образование.

Школы, лицеи и колледжи в Польше

В Польше среднее образование школьники получают в течение 12 лет. Система школьного обучения разбита на три этапа:

  1. Базовая школа (6 лет).
  2. Гимназия (3 года).
  3. Лицеи, техникумы (3 года).

Обучение ведется с сентября по июнь. Во время летних каникул для школьников действуют «летние школы», в которых факультативные занятия ведут не только школьные учителя, но и преподаватели из вузов. Уроки краеведения увеличивают знания молодежи о Польше и развивают патриотизм.

Базовая школа

С 7 лет все дети начинают учиться в обязательной базовой школе. В течение первых 3 лет все занятия проводятся под наблюдением одного классного наставника (хотя для изучения иностранных языков и проведения занятий по музыке и физкультуре привлекаются педагоги – специалисты). В обязательную программу входят:

  • родной язык (польский);
  • иностранный язык (чаще всего английский);
  • арифметика;
  • природоведение;
  • история и обществознание;
  • музыка (уроки пения и танцев);
  • рисование;
  • физкультура;
  • технические занятия (как уроки труда);
  • информатика;
  • по желанию родителей – уроки этики и религии.

Методика обучения предусматривает достаточно свободный временной график.

В следующие 3 года количество преподавателей увеличивается. Продолжительность уроков и нагрузка в виде домашних заданий увеличивают время, которое школьники отдают обучению.

После 6-ого класса все ученики сдают общее тестирование для проверки полученных знаний. Результаты показывают эффективность учебных методик. После тестирования все ученики переводятся на второй этап общеобразовательного обучения – в гимназию.

Гимназия

В 1999 году была проведена школьная реформа, разделившая получение среднего образования на три этапа. Именно тогда второй этап был назван «гимназическим». Превращение школьника в «гимназиста» на заставляет переходить в другую школу. Все занятия проводятся в том же здании, но количество дисциплин, конечно, возрастает. Программа состоит из предметов:

  • Польский язык;
  • два иностранных языка (английский и на выбор — немецкий или русский);
  • математика (алгебра и геометрия);
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • рисование и черчение;
  • урок музыки;
  • информатика;
  • физкультура.

С 2009 года в обязательную программу добавлены уроки артистического искусства и технические занятия. По желанию родителей — уроки религии и этики семейной жизни.

Читайте также:  Допустимо ли российско-германское двойное гражданство

После завершения обучения в гимназии проводятся общие экзамены, которые состоят из трех частей: гуманитарной (родной язык, история и обществознание), математике и естественных наукам, и, отдельно, по иностранному языку (с учетом углубленных знаний, полученных в «нулевом классе» и базовой школе).

По результатам экзаменов ученики получают рекомендации о дальнейшем образовании.

Лицеи и техникумы

Рекомендации помогают школьникам выбрать способы получения образования и будущую специальность. Последний этап получения среднего образования предусматривает выбор:

  • классическое образование, позволяющее поступить в общеобразовательный вуз;
  • аттестат о законченном среднем образовании плюс профессиональная подготовка (профильная рабочая специальность), после которой можно поступить не только в общеобразовательный вуз, но и в технический институт на льготных условиях.

Общеобразовательные лицеи готовят будущих студентов университетов с научной специализацией. В профильных лицеях школьники получают дополнительные технические знания и умения, готовящие тех, кто не пойдет в вузы, к трудовой жизни.

Немало школьников выбирают техникумы, обучение в которых длится 4 года, а диплом позволяет поступить в профильный вуз сразу на курс выше. Существуют комплексные учебные программы, состоящие из двух лет в общеобразовательном лицее и двух лет в технической школе и приравненных к техникуму. В результате среднее образование молодые польские граждане получают в 19-20 лет.

Главные экзамены в Польше для школьников называются «Матура». Это развернутые экзамены по многим предметам, после которых для каждого выпускника определяется возможность получить бесплатное высшее образование в Польше.

Экзамены сдаются в письменном виде и в виде презентаций по выбранной теме. Ученики за полгода до экзаменов выбирают темы для докладов и готовятся, доказывая способность к самостоятельной работе. Обязательные предметы для экзаменов (польский язык, иностранный язык и математика) дополняются тремя предметами на выбор ученика.

Результаты экзаменов с 2004 года оцениваются в процентах. 30% считается оценкой «удовлетворительно», и этого достаточно для окончания лицея или техникума.

Высшие учебные заведения в Польше

В Польше бесплатное высшее образование является не только предметом национальной гордости, но и прекрасной возможностью обучить как можно больше специалистов.

Частные высшие учебные заведения тоже борются за «место под солнцем», и в последнее время некоторые из них входят в десятку лучших национальных вузов. В стране 320 частных и 95 государственных вузов, но размеры последних гораздо больше.

Государственные высшие учебные заведения принимают не меньше студентов, чем частные.

Стоимость обучения в польском вузе зависит от выбранной специальности и престижа заведения и составляет от 1000 до 3000 евро в год. Стоимость обучения выше, если оно ведется на английском языке. Эта плата гораздо скромнее, чем в вузах других стран. При этом окончившему в Польше вуз не требуется подтверждение диплома в других странах ЕС, СНГ и даже в США.

Преимуществом поступления на бюджетное обучение пользуются те иностранные студенты, которые получили Карту поляка (документ о принадлежности к польской нации, т.е. западноевропейским славянам).

Такую карту получают жители стран СНГ и Прибалтики, желающие натурализоваться в Польше. Надо сказать, что для иностранных студентов стоимость обучения в Польше значительно отличается от граждан стран СНГ, если нет такой карты.

Для русских и граждан РФ получить этот документ проблематично, если у них нет польских корней.

Обучающиеся в общеобразовательном вузе студенты могут получить дипломы двух видов. За трехлетнее обучение выпускнику присваивается степень бакалавра.

 Окончивший пятилетний курс студент получает степень магистра. Последипломное образование в Польше, или аспирантуру, позволяется получать только выдающимся дипломантам.

Выпускники после трех- или четырехлетнего курса и написания диссертации получают диплом доктора наук.

Специализированные технические вузы обучают будущих инженеров в течение 4 лет. Медицинское образование в Польше не менее престижно, чем в других странах, и срок обучения составляет 6 лет и более, с учетом ординатуры.

Система высшего образования предусматривает все формы обучения: очную, заочную и вечернюю. В Польше заочное высшее образование стоит в полтора – два раза меньше очного и вечернего. Обычно на заочном отделении учатся получающие второе высшее образование.

Проект развития связей с зарубежными вузами позволяет польским высшим учебным заведениям увеличить обмен студентами по программам зарубежных стажировок. Действуют агентства, помогающие поступить в польские вузы и высшие школы (технические) как на платное, так и на бюджетное обучение.

Источник: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/polsha/

Специфика образовательной системы Польши

Специфика образовательной системы Польши

Образование за рубежом, в частности европейское, всегда было популярным среди абитуриентов из государств СНГ. Ежегодно увеличивается количество студентов из РФ, Украины, Беларуси, Казахстана в учебных заведениях Польши. Почему учёба в этой стране так привлекательна для иностранных студентов? Какие особенности имеет образовательная система Польши?

Структура образовательной системы Польши

Учебные заведения в Польше представлены учреждениями дошкольного, среднего и высшего образования. При этом каждая ступень имеет свои уникальные особенности.

Система образования в Польше состоит из 3 ступеней

Дошкольное образование

Польское дошкольное воспитание считается одним из самых лучших в Европе. Детские сады начинают посещать обычно с 3 лет. Они представлены учреждениями следующих типов:

  1. Муниципальные и общественные. Принимаются дети граждан Польши и иностранцев в порядке очереди. Обучение ведётся на польском. Предусмотрен сокращённый (до 5 часов) и полный день (8 часов). В группах занимаются обычно по 20–30 детей. ДОУ этого типа закрыты летом. Общественные детсады предназначены для сирот и детей с особенностями развития.
  2. Частные. Возможно обучение на польском или другом языке (в том числе на русском), а также изучение дополнительного иностранного языка по желанию родителей и посещение всевозможных кружков по интересам ребёнка. Группы довольно маленькие (5–10 человек). Нередко частные детские сады работают по выходным и предлагают оставлять детей с ночёвкой.

Основной задачей любого детского сада является подготовка к школьному обучению в форме игры. За период посещения ДОУ ребёнок должен овладеть навыками чтения, письменной и устной речи, научиться считать.

В возрасте 5–6 лет воспитанники ДОУ начинают посещать так называемый нулевой класс вне зависимости от национальности и гражданства. Именно на этом этапе начинается обязательное образование. Это требование закреплено на законодательном уровне.

В 5–6 лет воспитанники ДОУ начинают посещать нулевые классы

Среднее образование

Система среднего образования, в свою очередь, подразделяется на 3 ступени.

Обучение ведётся на польском языке. Однако возможно изучение русского и украинского языков как иностранных.

Система оценки знаний — 6-балльная:

  • 1 — неудовлетворительно,
  • 2 — удовлетворительно,
  • 3 — достаточно,
  • 4 — хорошо,
  • 5 — очень хорошо,
  • 6 — отлично.

Учебный год включает осенний и весенний семестры, которые длятся с 01.09 по 22.12 и с 03.01 по 30.06 соответственно. Помимо этого, предусмотрены двухнедельные рождественские, недельные пасхальные и летние двухмесячные каникулы.

Начальное школьное образование

Посещение начальной школы начинается с 6–7-летнего возраста. Длительность учебной программы составляет 6 лет (2 цикла по 3 года каждый).

Первый 3-летний цикл предполагает изучение нескольких дисциплин с одним учителем, а второй — обучение с разными преподавателями.

В конце второго цикла сдаётся обязательный экзамен (квалификационный тест) и выдаётся свидетельство о завершении обучения в начальной школе.

Видео: первый класс в польской школе

Гимназии

В гимназиях завершается цикл общего базового образования. Период обучения составляет 3 года. Программа направлена на изучение таких предметов, как:

  • астрономия,
  • биология,
  • география,
  • иностранный язык (обычно их 2),
  • информатика,
  • история,
  • математика,
  • польский язык,
  • труд,
  • физвоспитание,
  • физика,
  • химия.

Самые популярные иностранные языки — английский, немецкий, французский, испанский, русский и итальянский.

В конце обучения школьники сдают комплексный экзамен, который включает 3 части:

  • гуманитарную,
  • математическую и естественно-научную,
  • языковую.

Языковая часть может сдаваться на основном либо углублённом уровне.

По окончании 3-летнего обучения в гимназиях ученики сдают комплексный экзамен

Программы верхнего среднего (специального) образования

Выпускники гимназий после окончания цикла базового образования на основании результатов экзаменов могут поступить в следующие учреждения:

  • общеобразовательные лицеи (срок обучения — 3 года);
  • профессиональные лицеи (3 года);
  • техникумы и колледжи (4 года);
  • профессиональные училища (2–3 года).

В лицеях студенты получают академическое образование. Учебные программы профучилищ и техникумов главным образом направлены на получение практических навыков и изучение технических дисциплин.

По окончании учреждений верхнего среднего образования студенты сдают экзамен (MATURA) и получают аттестаты зрелости, которые открывают доступ к поступлению в вузы. Помимо этого, выпускники техникумов, лицеев, училищ после их окончания могут пройти курс обучения (1–2,5 года) в полицеальных школах, где их подготавливают к сдаче экзамена на аттестат зрелости.

Высшее образование

Польша, как и другие европейские государства, участвует в Болонском процессе. В связи с этим учёные степени подразделяются на 3 уровня:

  • бакалавр/бакалавр-инженер (3–4 года учёбы);
  • магистр (2–3 года + защита диссертации);
  • доктор наук (4 года докторантуры + защита докторской диссертации).

Многие программы польских вузов преподаются на английском языке

Некоторые вузы предлагают студентам обучение в неделимой магистратуре в течение 5–6 лет, когда программа не подразумевает отдельного получения степени бакалавра и магистра.

Годичный цикл обучения подразделяется на зимний (с начала октября по конец января) и летний (с конца февраля по конец июня) семестры. По окончании каждого семестра студенты сдают экзамены. Система оценки знаний — пятибалльная, как и в российских вузах.

Видео: образовательная система Польши, чем она отличается от обучения в России, Украине, Казахстане и Беларуси

Сколько стоит обучение, кто может учиться бесплатно

Граждане Республики Польша вправе учиться в образовательных учреждениях всех уровней на бесплатной основе. Иностранные граждане, в том числе россияне, украинцы, казахстанцы и белорусы, обычно учатся платно.

Обладатели Карты поляка могут получать образование в Польше на бесплатной основе

Стоимость обучения в ДОУ составляет от 1000 злотых, в учреждениях среднего образования — от 2000, в вузах — от 4500. Студенты, желающие проходить обучение в вузе на английском языке, платят свыше 9000 злотых в год.

Ягеллонский университет в Кракове — один из старейших университетов в Восточной ЕвропеВаршавский университет — один из престижных университетов Польши, где более 20 программ преподаётся на английскомУниверситет имени Адама Мицкевича — крупнейших вуз в Польше, принимающий участие в международном образовательном проекте Erasmus
Католический университет Люблина — единственный в Польше негосударственный вузГорно-металлургическая академия является лучшим техническим вузом Польши

Читайте также:  Лечение рака мочевого пузыря в германии: методы и возможности

После того как Польша вступила в Евросоюз, многие выпускники учебных заведений среднего звена уехали в более развитые страны Европы для получения высшего образования. Это обусловило резкий спад количества учащихся в польских вузах. В связи с этим местные власти начали активно привлекать студентов из разных стран, в том числе СНГ.

Условия поступления в польские вузы для иностранцев, в том числе россиян, украинцев, белорусов и казахстанцев, вполне лояльные: система поступления максимально упрощена, имеется возможность обучения не только на английском, но и на родном языке студента.

Прохождение дополнительного курса обучения после получения аттестата о полном среднем или диплома о высшем образовании не требуется. Как правило, абитуриенты сдают несколько вступительных экзаменов или проходят собеседование.

Некоторые вузы практикуют дистанционное проведение вступительных испытаний.

Видео: высшее образование в Польше с Картой поляка

Список документов

Для поступления обычно требуются:

  • заполненный бланк заявки (формуляр и образец заполнения можно найти на интернет-портале конкретного вуза);
  • оригинал аттестата о полном среднем или диплома о высшем образовании;
  • нотариально заверенный перевод аттестата или диплома;
  • несколько фотографий;
  • мотивационное письмо;
  • письменные рекомендации с прошлого места учёбы;
  • документация, подтверждающая знание польского либо английского языка.

Для подачи заявки на поступление в вузы Польши дипломы о высшем образовании должны быть переведены на польский

Если иностранец не владеет языком, он должен предварительно пройти обучение на языковых курсах при конкретном вузе. Длительность курсов может составлять от 2 месяцев до года. В конце выдаётся сертификат о знании польского.

Видео: как поступить в польский вуз, нюансы обучения в Польше для россиян и украинцев

Стипендии и гранты вузов для иностранных учащихся

Для иностранных студентов польских вузов существует система предоставления грантов и стипендий, которые утверждаются на уровне Министерства образования или руководства конкретного вуза.

Стипендия — ежемесячное материальное вознаграждение, которое присуждается за особые успехи и покрывает часть расходов на обучение. Вузами, которые довольно часто предоставляют иностранным студентам стипендии, являются:

Грант — единовременная выплата, позволяющая частично или полностью оплатить последипломное обучение в вузах. Среди наиболее доступных программ:

Видео: высшее образование в Польше (минимальные требования для бакалавриата и магистратуры, стоимость)

Где и как живут студенты

Практически каждый польский вуз имеет собственное общежитие. Как правило, общежития располагаются на территории вузов либо поблизости с ними.

Стоимость проживания составляет не больше 500 злотых за месяц. В эту сумму включена оплата коммунальных платежей и интернета. В комнатах селятся по 2–3 человека.

О необходимости предоставления общежития следует сообщать руководству вуза ещё на этапе поступления.

Если позволяет бюджет, возможен вариант съёмного жилья. Аренда однокомнатной квартиры стоит дороже, чем комнаты в общежитии — свыше 1000 злотых за месяц. Однако расходы можно сократить, если объединиться с несколькими студентами и снять квартиру с 2–3 комнатами.

Иностранные студенты обычно живут в общежитиях, предоставляемых вузами

Как получить учебную визу

Поскольку Польша входит в Шенгенскую зону, россиянам и другим гражданам государств СНГ для пребывания на её территории требуется виза. Для краткосрочного обучения (меньше 3 месяцев) запрашивается въездное разрешение категории C, а для долгосрочного (более 3 месяцев) – D.

Виза оформляется в консульских учреждениях Польши в странах СНГ. Визы типа C могут выдаваться на несколько лет, но пребывать в Польше по ним можно не более 90 дней в полугодии.

Въездные разрешения D действуют 1 год и наделяют своих обладателей правом непрерывного пребывания в стране. Сроки рассмотрения заявок на предоставление визы составляют около 2 недель.

Подробные условия выдачи виз для россиян и граждан СНГ представлены на портале посольства Польши в Москве.

Перечень документов

В перечень документов, необходимых для оформления визы, входят:

  • заполненное и подписанное визовое заявление (формуляры можно скачать по ссылке);
  • одна цветная фотокарточка 3,5 ×4,5 см, выполненная в соответствии со стандартами ИКАО;
  • загранпаспорт, действительный не меньше 90 дней с даты окончания пребывания в Польше;
  • копия общегражданского паспорта или свидетельства о рождении;
  • медстраховка с суммой покрытия от 30000 евро;
  • квитанция об оплате консульского сбора (35 и 60 евро для визы типа C и D соответственно);
  • оригинал и копия письма от образовательного учреждения о зачислении на курс;
  • оригинал и копия свидетельства о зачислении.

Для прохождения курса обучения в Польше россиянам и другим гражданам СНГ необходимо получать визу

Курсы во время учёбы и возможности для работы

В период обучения в вузах студенты вправе посещать дополнительные курсы, к примеру, языковые, по согласованию с руководством факультета.

Во время каникул или практики студенты имеют право на легальное трудоустройство. Если же речь идёт о подработке во время учёбы, то необходимо обратиться к руководству вуза за специальным разрешением.

Конечной целью любого студента является высокооплачиваемая перспективная работа. Дипломы вузов Польши признаются в каждом государстве Евросоюза. Поэтому выпускники могут получить работу в одной из организаций Европы.

Видео: учёба в Польше, ответы на часто задаваемые вопросы

Таблица: преимущества и недостатки польского образования

Отзывы об образовании и жизни

Видео: отзыв украинки об обучении в Варшаве

Образовательная система Польши является сложной и многоступенчатой. Власти страны ведут активную политику по привлечению иностранных учащихся, в том числе из стран СНГ. Поэтому процедуры проведения вступительных испытаний максимально упрощены. Выпускники местных вузов могут работать не только в организациях Польши, но и в других странах Евросоюза.

Источник: http://urhelp.guru/grazhdanstvo-i-zagranica/obuchenie-v-polshe-dlya-ukraintsev.html

Система образования в современной Польше

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №5, 38-45

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШЕ EDUCATION SYSTEM IN MODERN POLAND

Тереза Мареш

Адъюнкт кафедры дидактики истории и европейского образования

Института истории и международных отношений Университета Казимира Великого,

г. Быдгощ, Польша

E-mail: teresamaresz@neostrada.pl

Teresa Maresz

Adjunct of the chair of history didactics and European education of the Institute of history and international relations.

Kazimir the Great University. City of Bygdosh, Poland

Аннотация. В статье представлена структура системы образования в современной Польше. Обсуждаются основания реформы системы образования, начатой в 1999 году и продолженной в 2009 году.

Охарактеризованы отдельные этапы обучения: этапы I и II — в пределах начальной школы, этап III — в гимназии и этап IV — во внегимназической школе (лицей и техникум).

Подчеркивается, что в ходе реформы приведены к единому концептуальному основанию экзамены после II (экзамен компетенции), III (гимназический экзамен) и IV (так называемый «Новый Выпускной экзамен») этапов обучения.

Annotation. The article presents the structure of education in contemporary Poland. It the foundation of reform of educational system was has talked over was begun in 1999 year and revised in 2009 year.

The article characterized the various period of education: two stages (I and II) in frames of basic school, III at high school as well as IV at school over secondary-school (high school and the technical school).

It moreover it was brought closer was in general outline of foundation three examinations finishing after II the pupils’ education (the examination of competence), III (the secondary-school examination) and IV (matriculation examination, the so-called «New Secondary-school final exam») period education.

Ключевые слова: система образования, этапы обучения, дошкольное образование, начальная школа, гимназия, внегимназическая школа, проверка компетентности, экзамен на аттестат зрелости, программа «Новая Матура».

Keywords: system of education, stages of education, pre-school education, the basic school, high school, over secondary-school, checking the competence, examination of maturity, «New Secondary-school final exam».

С 1 сентября 1999 года в Польше принята новая система народного образования, именуемая новой школьной системой. Одной из причин реформы системы образования была перспектива интеграции Польши с Евросоюзом. В данной связи была совершена попытка приспособления польской системы образования к европейским нормам.

К концу учебного 1998/1999 года обязательной была следующая структура системы образования1:

— детский сад,

— 8-летняя начальная школа (обязательная),

— так называемые «посленачальные» школы:

— 3-летняя базовая профессиональная школа,

1 Ustawa z dnia 15 lipca 1961 r. o rozwoju systemu oswiaty i wychowania (Dz. U. 1961, nr 32, poz. 160).

— 4-летний общеобразовательный лицей (средняя общеобразовательная школа),

— средние профессиональные школы:

— 4-летние технические и профессиональные лицеи,

— 5-летний профессиональный техникум, лицей и равносильные школы,

— 2-2, 5-летние так называемые «послелицейские» и «послематуральные» школы.

Проведение реформы, которая началась в 1999 г., было рассчитано на несколько лет. Изменения

произошли как в структуре польской системы образования, программах обучения, так и в доведении учебных заведений до европейских стандартов.

Следствием совершенных изменений должно было стать увеличение числа молодых людей со средним и высшим образованием.

Подразумевалось, что выпускники польских школ получат широкопрофильною подготовку, в которой особое внимание будет обращено на информатику, иностранный язык, подготовку к самообразованию, самоустройству на работу, умению вести себя на рынке труда.

Перед реформой были поставлены следующие цели2:

— подъём уровня образования общества путём распространения среднего и высшего образования: среднее образование, удостоверенное выпускным экзаменом (матурой), в ближайшие годы должны получить около 80% молодых поляков, остальные же 20% молодёжи должны окончить базовые профессиональные школы;

— выравнивание шансов на получение образования;

— улучшение качества образования, понимаемого как «интегральный процесс образования и воспитания».

Реализации этих целей должно служить:

— продление совместного образования до 16 лет и смещение на год момента принятия учеником решения о выборе дальнейшего пути образования;

Читайте также:  Кому положено детское пособие в германии

— реструктуризация школьной системы, в которой отдельные этапы обучения будут охватывать группы детей или молодёжи на той же самой стадии психического и физического развития, что даст возможность приспособить работу школы к специфике потребностей данной возрастной группы;

— перестройка профессионального образования, его опора на широкопрофильном, интегрально соединенном с общим образованием, обучением в профильном лицее, техникуме, а также в двухгодичных базовых технических школах, дающих квалификации по специальностям широкого профиля. В будущем это должно позволить относительно быстрое присвоение специальных профессиональных квалификаций, а также облегчить процесс переобучения в соответствии с потребностями рынка труда;

— установление двухгодичного дополнительного лицея для выпускников базовых технических школ, создающего возможность дальнейшего обучения тем ученикам, которые по окончании гимназии выбрали профессиональное обучение;

— введение системы проверок и экзаменов, которые создадут возможность увеличения пропускной способности школьной системы, эквивалентность школьных свидетельств, а также придание экзаменам диагностической функции и функции профориентации. Экзамены должны подводить итоги каждого цикла обучения и, тем самим, оказывать влияние на улучшение качества обучения.

Реформа системы образования внесла изменения практически во все сферы её функционирования — начиная с основ финансирования публичного образования, через создание новых типов школ и новой организации занятий, вплоть до принципов приёма на работу и оплаты труда учителей (см. Схема 1).

Реформа была проведена параллельно в следующих направлениях3:

1. Структурная реформа — изменение школьной системы.

2. Реформа программ, связанная со сменой форм и методов работы учителя с учеником.

2 Reforma systemu edukacji. Koncepcja wstgpna. MEN, Warszawa, styczen 1998.

3 Raport cz^stkowy w ramach projektu «Drugi rok monitorowania reformy systemu oswiaty» przygotowany na zlecenie Minister-stwa Edukacji Narodowej i Sportu, Warszawa, grudzien 2001.

Схема 1

3. Реформа системы оценки.

4. Реформа в сфере управления и надзора системы образования, вытекающая из административной реформы.

5. Реформа системы продвижения по службе и заработной платы учителей, а также изменение роли учителя в процессе обучения.

6. Реформа в сфере финансирования образования.

Реформа образования изменила школьную систему. Процесс реформирования школьной системы был разделен на несколько этапов. С 1 сентября 1999 года — в соответствии с законом от 8 января 1999 года4, содержащим правила введения реформы системы образования, — началось внедрение реформированной системы обязательного образования, в состав которого входят следующие школы:

— 6-летняя начальная школа,

— 3-летняя гимназия.

1 сентября 2002 г. — в соответствии с законом от 21 ноября 2001 г. об изменении закона «Карта Учителя»5, закона о системе образования, а также закона «Правила, устанавливающие реформу школьной системы» — были основаны следующие типы так называемых «послегимназийных»6 (таких, в которые могут поступить выпускники гимназии) школ:

— 2-3-летние базовые профессиональные школы,

— 3-летние общеобразовательные лицеи,

4 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 15 lutego 1999 r. w sprawie podstawy programowej ksztalcenia ogolnego (Dz. U. 1999, nr 14, poz. 129).

5 Ustawa z dnia 21 listopada 2001 r. o zmianie ustawy — Karta Nauczyciela, ustawy o systemie oswiaty oraz ustawy — Przepisy wprowadzaj^ce reform^ ustroju szkolnego. (Dz. U. 2001, nr 144, poz. 1615)

6 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej i Sportu z dnia 26 lutego 2002 r. w sprawie podstawy programowej wychowania przedszkolnego oraz ksztalcenia ogolnego w poszczegolnych typach szkol (Dz. U. 2002, nr 51, poz. 458 z pozn. zm.).

— 3-летние профильные лицеи,

— 4-летние техникумы.

В соответствии с действующим законом о системе образования все начальные школы, гимназии и «послегимназийные» школы могут быть как публичными, так и непубличными7.

Непубличные школы создаются юридическими или частными лицами, и этими школами управляют юридические или частные лица; публичные школы — единицы государственной администрации и территориального самоуправления.

В соответствии с определением, содержащимся в законе, публичная школа -это такое учреждение, которое обеспечивает:

— бесплатное обучение в пределах рамочных планов обучения;

— проводит набор учеников в соответствии с принципом всеобщей доступности;

— принимает на работу учителей, обладающих квалификациями, которые определены в отдельных распоряжениях;

реализует:

— программы обучения, учитывающие программную основу общего образования, а в случае профессиональных училищ учитывает также стандарты профессионального образования по данной профессии или профессиональному профилю,

— рамочный план обучения;

— реализует установленные министром национального образования критерии оценки, классификации и продвижения учеников, а также проведения контрольных работ и экзаменов;

— предоставляет возможность получения государственных свидетельств или дипломов.

Непубличная школа может получить вышеназванные права публичной школы, если:

— реализует программы обучения, учитывающие вышеназванные программные основы;

— применяет вышеназванные критерии оценки, классификации и продвижения учеников, а также проведения контрольных работ и экзаменов, за исключением вступительных экзаменов;

— ведёт документацию процесса обучения, установленную для публичных школ;

— в профессиональной школе ведётся обучение профессиям, которые определены в списке профессий для профессионального образования, либо иным специальностям при согласии министра национального образования;

— принимает на работу учителей обязательных предметов, квалификации которых отвечают требованиям, определённым для учителей школ публичных.

В результате проведения реформы системы образования произошли значительные изменения.

1. В позиции педагога: в существующей до сих пор школе учитель был только исполнителем, реализующим детально разработанную программу, которая была для него обязательной и не подлежала его оценке.

2. В отношениях между учителем и учеником: субъектом дидактического процесса был учитель, а предметом его действий ученик. При таком понимании школа была местом, где ребёнок считался «tabula rasa» и подчинялся дидактической «обработке» со стороны педагогов.

Школа стремилась к тому, чтобы получить выпускника, как можно больше приближённого к образцу, не обращая внимания на индивидуальность молодого человека. Принципом старой системы образования было усвоение учениками общих знаний о мире и культуре.

Однако цивилизационный прогресс вызвал огромное расширение объёма знаний, а очередные попытки актуализации программ обучения привели к тому, что они стали изложением основных достижений науки и культуры. Это привело к ситуации, в которой ученики не были в состоянии абсорбировать всё большие порции энциклопедических знаний, а сам процесс обучения становился всё более мелким.

Изменения программ в соответствии с новой системой образования были направлены на отход от устарелой дидактики, в частности на:

7Ustawie z dnia 7 wrzesnia 1991 r. o systemie oswiaty (Dz. U. 2004, nr 256, poz. 2572, z pozn. zm.); Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 9 lutego 2007 r. zmieniaj^ce rozporz^dzenie w sprawie ramowych statutow publicznego przedszkola oraz pub-licznych szkol (Dz. U. 2007, nr 35, poz. 222).

— уменьшение роли методов присвоения знаний учащимися в пользу методов, активизирующих ученика в процессе обучения и воспитания,

— ограничение коллективных форм в пользу форм дифференцированного индивидуального обучения,

— использование интересных дидактических средств, предоставляющих возможность непосредственного познания и преодоление вербализма в обучении.

В новых типах школ организация занятий заметно отличается от организации занятий, применяемой до сих пор.

Основой реформы является отход от перегруженных программ обучения, где отдельные предметы соответствуют академическим дисциплинам, в пользу таких занятий, благодаря которым можно будет заметить индивидуальность ребёнка, усилить акцент на развитие его личности, способностей и возможностей.

Наиболее сложным и важным элементом реформы было создание новых типов школ. Структурная реформа предусматривает более чёткое разделение на этапы обучения. Новая школьная система охватывает этапы обучения с детского сада по докторантуру.

Шестилетняя начальная школа объединяет учеников I и II этапа обучения и подготавливает их к всеобщей трёхлетней гимназии (III этап). Обучение на среднем уровне (IV этап) должен продолжать сознательный, хорошо подготовленный и правильно направленный выпускник гимназии.

Таким образом, обеспечивается непрерывность системы обучения, (выпускник каждого этапа образования может продолжать обучение на высших уровнях).

Однако реформа пока обошла стороной проблему дошкольного образования. Не предпринято никаких попыток формального нормирования положения шестилетних детей. Обучение в детских садах является необязательным.

Необязательный детский сад предназначен для детей в возрасте 3-6 лет, но почти все дети в возрасте 6 лет посещают детский сад или специальные отделения, организованные в начальных школах.

Необязательно также участие в занятиях так называемого «нулевого класса» — специального подготовительного класса для детей 6-летнего возраста.

Очередная реформа просветительной системы вводит изменения в сфере начала школьного воз-раста8. С 1 сентября 2011 года ребята в возрасте 5 лет обязаны завершить дошкольную подготовку (в 2009-2011 гг.

вопрос о более раннем вступлении ребёнка в школу решали родители и директор школы).

Снижение школьного возроста предусматривает, что 6-летние ребята обязательно пойдут в школу 1 сентября 2012 года и начнут учебу в первом классе начальной школы.

Обязательное обучение семилетки начинают в первом классе новой шестилетней начальной школы. Начальная школа предназначена для детей в возрасте 7-13 лет. Она концентрируется на передаче ребёнку основных умений и на его воспитании в тесном сотрудничестве с родителями. Ввиду своих задач, начальная школа должна находиться как можно ближе от места жительства ребёнка.

На первом этапе обучения (ЫП классы) произведён отказ от традиционного деления на уроки, перемены и предметы, оставляя организацию занятий учителю.

Во время первых трёх лет обучения в начальной школе ученики посещают «общие занятия», продолжительностью 15 часов в неделю в первом классе, а также 16 и 17 часов во втором и третьем классах.

Целью этих занятий, кроме усвоения основных умений чтения, писания и счёта, является развитие умения пользоваться разными несложными инструментами, выработка навыков общественного поведения и основ нравственности.

Форма организации занятий зависит от учителя.

Не существует деления на уроки — учитель самостоятельно решает вопрос о продолжительности отдельных фрагментов занятий и перемен, приспособляя их продолжительность к активности и возможностям детей.

Также учитель определяет способ сочетания умственной и физической активности во время урока (известной раньше под названием «физкультурные минутки между уроками») в размере трёх часов еженедельно.

8 Ustawa г ёша 19 тагса 2009 г. о гтіапіе ustawy о systemie oswiaty огаг гтіапіе піекІогусЬ іппусИ ustaw (Бг. и. 2009, пг 56, рог. 458).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-sovremennoy-polshe

Ссылка на основную публикацию