Рынок немецких ценных бумаг

Виды и содержание немецких акций

Рынок немецких ценных бумаг

Стабильно работающая экономика Германии хоть и не показывает взрывного роста, но демонстрирует уверенность в собственных силах и декларирует независимость от внешних заимствований.

Стремление сосредоточиться на внутренних задачах успешно реализуется правительством. Этот набор факторов не мог не сказаться положительно на биржевых котировках и фондовых индексах страны.

Как результат неподдельный интерес немецкие акции вызывают даже у начинающего инвестора.

Особенности функционирования рынка акций в ФРГ

Доверие к государственным ценным бумагам в Германии так велико, что наибольшая доля этого рынка занята оборотом облигаций. Акции продаются и покупаются несколько реже, но и тут предпочтение чаще отдают либо госэмитенту, либо ценным бумагам компаний из топ-списка DAX.

Соотношение оборота акций и облигаций составляет ориентировочно 1:10, но даже в этом секторе доля продажи корпоративных бумаг слишком незначительна. До 90% сделок совершается на внебиржевых площадках.

Такая низкая активность легко объяснима, если знать, что из полумиллиона действующих юрлиц в ФРГ только чуть более 15 тысяч являются акционерными компаниями. Но даже среди этого количества предприятий найдется меньше тысячи, акции которых хоть как-то котируются на рынке.

В силу доступности кредитов для бизнеса предприниматели предпочитают расширять производства и реализовывать новые проекты за счет привлечения заемных средств, а не размывать доли своих учредителей путем выпуска дополнительных акций. Тем более, что чаще всего их покупают иностранные инвесторы, а не граждане ФРГ.

Читайте также

Немецкие биржевые торговые площадки

Первая фондовая биржа в Германии появилась еще в XVI веке и со временем переросла в акционерное общество Deutsche Börse Group, регулирующее работу сразу нескольких рынков ценных бумаг. В частности, именно эта компания занимается расчетами, связанными с установлением важнейшего в стране индекса DAX.

Кроме того, фондовые площадки, на которых отечественные и иностранные инвесторы могут приобрести или продать акции Германии, успешно действуют в Берлине, Ганновере, Мюнхене, Штутгарте и Франкфурте-на-Майне. Последняя считается крупнейшей в стране, торги здесь проводят не только «на паркете», но и через электронный сервис Xetra.

Фондовые индексы немецких бирж

Безусловно, главным показателем для оценки состояния «здоровья» немецкой экономики служит индекс DAX, рассчитанный по данным работы 30 компаний, так называемых голубых фишек. В этот список включены такие громкие имена, как SAP, Siemens, BASF, Deutsche Bank, Daimler, Volkswagen, Linde, Allianz, Bayer.

Поскольку Франкфуртская биржа давно перестала быть внутренней площадкой для торговли ценными бумагами, вторым основным индексом принято считать Euro STOXX 50. Костяк этого показателя составляют финансовые оценки предприятий значимой капитализации из Франции и Германии, но также он учитывает данные компаний Австрии, Бельгии, Италии, Португалии, Испании и других стран Европы.

Читайте также

Акции крупнейших немецких компаний

Описанный выше индекс DAX высчитывается на основании данных о доходности 30 крупнейших и старейших предприятий в ФРГ. Большинство из них приносят владельцам акций не всегда заоблачный, но стабильный доход.

Безусловно, это просто узкоспециальный сленг и среди фондовых индексов и графиков потенциальный инвестор такого названия не отыщет. Подобное условное обозначение применимо для разделения всех компаний, присутствующих на рынке, на группы, представляющие больший или меньший интерес.

Система государственного регулирования немецкого фондового рынка

В силу неширокого распространения и отсутствия массовости на рынке акций в Германии контроль деятельности бирж и небиржевых площадок относительно слаб. Но это вовсе не означает, что госорганы смотрят на все сквозь пальцы.

По законодательству ФРГ рынок ценных бумаг регулируется в четыре этапа, каждый из которых исполняет субъект соответствующего уровня:

  1. Федеральное ведомство по надзору подчиняется Минфину и проводит ревизию всех внутренних торговых операций, следит за финансовой отчетностью бирж и уровнем капитализации банков, а также участвует в решении проблем международного сотрудничества. В помощь ведомству деятельность по надзору за соблюдением законодательства и предотвращением сговора трейдеров проводит Комиссия по ценным бумагам.
  2. Учреждения по надзору за деятельностью бирж существуют в каждом субъекте ФРГ (земле), на территории которых работает площадка. В их ведении контроль за внутренними операциями, выдача на открытие бирж и их ликвидация.
  3. Внутрибиржевой уровень. Отслеживает правильность котировок и соблюдение установленных правил.
  4. Банковский контроль подразумевает меры по соблюдению коммерческой тайны, аудит операций с валютой, ценными бумагами, драгметаллами и фондами. На плечи этих служб ложится также отслеживание поведения собственных сотрудников, их счетов и изменения имущественного состояния.

Депозитарно-клиринговая система в проведении биржевых сделок

Общая схема проведения торгов ценными бумагами во всех странах одинакова:

  1. Достижение первичной договоренности, подписание контракта.
  2. Проверка положений заключенного договора.
  3. Клиринг (взаимозачет по финансовым обязательствам).
  4. Передача сертификатов Центральным депозитарием.

Каждый из этапов может проводиться различными компаниями, что увеличивает расходы и повышает вероятность мошенничества.

С целью обеспечения финансовой безопасности и оптимизации процесса создаются депозитарно-клиринговые системы, призванные сократить количество шагов.

Подобные компании схожи со страховыми, поскольку берут на себя обязательства по обеспечению расчетов и по своевременной передаче акций, выступая гарантом сделки.

Читайте также

Различие форм выпуска акций в Германии

Еще на этапе формирования первоначального капитала немецкие компании определяются в вопросе формы выпускаемых ими акций. Существует два взаимоисключающих варианта:

  • номинальные (Nennwertaktie) – стоимость каждой бумаги выражена в одной или нескольких евро-единицах, право голоса в управлении АО определяется исходя из номинальной цены;
  • штучные (Stückaktie) – представляют собой документ, дающий право на относительную долю в уставном капитале, пропорциональную количеству приобретенного штучного числа акций. В денежной сумме этот показатель не фиксируется.

Винкулирование акций как способ ограничить их передачу

Германия сохранила практику выпуска акций на предъявителя, путь которых от владельца к владельцу проследить до конца практически невозможно. Хождение большого объема подобных бумаг несет для предприятия потенциальную опасность, ведь неизвестно, кто станет акционером компании в итоге. Однако именно такие акции наиболее удобны при проведении торгов в силу простоты передачи прав.

Те компании, которые все же эмитируют безымянные ценные бумаги, могут воспользоваться таким способом ограничения их перепродажи, как винкулирование. Это процесс означает, что акции на предъявителя фактически превращают в именные путем совершения на них записи об имени текущего владельца.

Соответственно, с этого момента при попытке перепродажи бумаг потребуется нотариальное переоформление и изменение надписи, а иногда согласие эмитента.

Виды дохода от акций

Основным видом прибыли, который логично вытекает из самого определения ценных бумаг, является получение дивидендов по итогам работы компании-эмитента. Тем, кто не хочет рисковать и готов получать стабильный, но относительно невысокий доход, лучше выбирать акции немецких компаний, формирующих значение индекса DAX.

Читайте также

Подтверждает правильность подобных вложений и статистика роста данных компаний на протяжении нескольких последних лет. После небольшого падения в 2016 году DAX отвоевал прежние позиции и продолжает расти уже в 2018 году.

Покупка акций для долгосрочного владения не единственный способ зарабатывать на ценных бумагах. Наравне с этим существует практика получения дохода от перепродажи акций исходя из колебаний их курса в краткосрочном периоде.

Факторы влияния на биржевой спрос и цену акций компаний

В случае покупки акций с целью заработать на их перепродаже значение имеет не только стабильность экономического положения компании, но и данные об изменении конъюнктуры, инсайдерская информация, внешнеполитические новости и тому подобные факты.

Необходимо постоянно напоминать себе о том, что фондовые котировки всегда очень чувствительны к новостям в сфере геополитики, внезапным внутригосударственным изменениям и даже неблагоприятным климатическим явлениям. Если речь идет о сельском хозяйстве, то известия о продолжительных ливнях или внезапных заморозках могут снизить или даже обвалить цену на акции.

Риски для покупателя акций

Опасность пострадать от мошеннических действий при операциях с ценными бумагами на официальных биржах практически равна нулю. Как бы ни был либерален подход к биржевому надзору в Германии, этих мер достаточно, чтобы отсечь большую часть нечистоплотных трейдеров.

Наибольший риск представляет сам по себе факт игры на бирже без владения достаточно глубокими знаниями и отсутствие актуальной аналитики по этим вопросам.

Если доступ к информации у потенциального инвестора органичен, то остановить свой выбор лучше на «голубых фишках» европейских компаний, и не участвовать в финансовых авантюрах или сомнительных проектах. Дополнительной мерой нивелирования рисков можно считать выбор надежной клиринговой компании.

Способы инвестирования в акции

Традиционным путем приобретения интересующих ценных бумаг остаются торги на бирже. Хотя именно в Германии акции по большей части продаются как раз за пределами фондовых площадок.

Еще один интересный способ инвестирования представляет собой вложение денег в акции сразу нескольких компаний на иностранной бирже. Такие операции «пакетной» покупки называют ETF (Exchange Traded Funds), структура которого в точности дублирует структуру подходящего инвестору базового индекса.

Читайте также

Подведение итогов

Практика показала, что спрос на акции немецких компаний не исчезал даже в годы финансового кризиса. Тем более привлекательной становится идея покупки ценных бумаг компаний из Германии, и не только тех, которые относятся к высшему дивизиону, а и менее известных в мире.

С учетом финансовой политики, которую ведет правительство ФРГ, многие аналитики сходятся во мнении, что акции немецких предприятий несколько недооценены и имеют перспективу дальнейшего роста.

Разведопрос: Александр Панчин о лженауке

В селе Устье Сунтарского улуса семья Умаровых начали развести разные виды кур, гусей и уток

Долговые ценные бумаги

Графеновый аккумулятор для электромобиля

Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/biznes/rynok-nemeckix-cennyx-bumag.html

Рынок ценных бумаг в Германии

Германия занимает третье место среди ведущих стран по значимости рынка ценных бумаг в накоплении капитала, а по многим показателям занимает первое место в Европе. В то же время доля Германии на мировом рынке ценных бумаг составляет всего 6 %, что связано с достаточно поздним развитием самого рынка ценных бумаг.

Читайте также:  Строительство домов в германии

По существу движение и развитие рынка ценных бумаг началось только с конца 1954г. Благодаря вмешательству правительства и введению налоговых и других льгот. Высокие темпы роста экономики ФРГ усилили накопление капитала и способствовали увеличению фиктивного капитала. Уже в 1965г. Выпуск всех видов ценных бумаг составил 4,4% ЧНП и 23% валовых капиталовложений в стране.

Номинальная стоимость ценных бумаг с фиксированным процентом, находящихся в обращении, составила 100 млрд. марок, однако их рыночная стоимость была значительно ниже и равнялась 78 млрд. Резко возросла доля покупаемых акций, которая составила приблизительно 1/3 всего объема ценных бумаг, в то время как в 1950-е годы в структуре приобретаемых бумаг, преобладали облигации и ипотеки.

В этот же период возросла мобилизация денежных средств населения в ценные бумаги со 100 млн. марок в середине 1950-х годов до 6,9 млрд. в середине 1960-х и составила 20% всех личных сбережений. Впоследствии индивидуальные инвесторы, в первую очередь состоятельные, играли определяющую роль. Во владении 162 тыс. состоятельных семей, т.е. 1/5 всех семей, находилось 90% всех акций.

При этом 41% владельцев имели акции, курсовая стоимость которых не превышала 2 тыс. марок.

Дальнейшее развитие рынка наблюдалось в 1970-1980-е годы, когда средняя цена акций выросла более чем вдвое. Изменилась структура инвесторов, значительно уменьшилась доля индивидуальных инвесторов с 90 до 55%. В 1970-х годах только один из 12 жителей был владельцем акций.

На долю институциональных инвесторов приходилось 15%, на долю коммерческих банков — 30%. Возрос оборот облигаций с 38 млрд. марок в 1959 г. до 777 млрд. в 1983 г., в то же время замедлился рост акций в обращении, хотя их оборот и вырос с 28 млрд. марок до 101 млрд., т.е. в 3,6 раза.

Наиболее ярко специфика рынка ценных бумаг проявилась в структуре находящихся в обороте титулов собственности: более 66% приходилось на различные банковские облигации, около 22 — на государственные займы, 11,8 — на акции и только 0,2% всех ценных бумаг составляли корпоративные облигации.

Впоследствии рынок ценных бумаг продолжал развиваться, но основные тенденции, сформировавшиеся в эти годы, сохранились: продолжался рост количества облигаций, а число зарегистрированных выпусков акций снижалось.

К началу 1990-х годов доля домашних хозяйств в структуре акционерного капитала предприятий снизилась до 16,8%, а в 1997-1998 гг. на долю индивидуальных инвесторов приходилось лишь 13% всех акций, что составило 6% финансовых активов населения. В то же время возросла роль рынка ценных бумаг в мобилизации денежного капитала.

В 1996г. на немецких биржах был получен рекордный оборот — 8,9 трлн. марок, увеличившись по сравнению с 1995г. на 0,8 трлн. марок, Примерно три четверти оборо­та приходилось при этом на ценные бумаги с твердым процентом и четверть — на акции.

С этого времени начались новые эмиссии акций немецких акционерных компаний. Если в 1996г. Число новых эмиссий составило 14, то в 1999г. их было уже 175. Бум на бирже в 1999г. повысил не только курс акций, но и их число. Однако после краха 2000г.

вновь произошли сокращение эмиссионной деятельности (в 2000 г: число эмиссий составило 142, в 2001 — 26, в 2002 — 7 и в 2003 — 0) и делистинг акций как немецких, так и иностранных компаний. Снизилось число акционеров. К 2003г. только 11,1 млн.

немцев, или 17% всего взрос­лого населения, являлись акционерами, в то время как еще в 2001г. их насчитывалось 13,5 млн., или 21 %. Причиной такого снижения стал сильнейший, сравнимый с кризисом 1929-1932 гг. биржевой крах.

Доля акций как инструмент вложения денежных средств снизилась за этот период с 2 до 4,5%.

В целом же современный рынок ценных бумаг Германии характеризуется следующими особенностями:

1) Рынок облигаций развит более значительно, чем рынок акций. Соотношение облигаций и акций в Германии составляет 10:1, в то время как в США, например, 4:3. Среди долговых инструментов почти вся задолженность приходится на банковские облигации и обязательства федерального правительства;

2) Преобладающее значение имеют государственные ценные бумаги и бумаги коммерческих банков. Среди всех ценных бумаг 3/5 приходится на долговые обязательства банков с фиксированными доходами;

3) Существующая традиция прямого кредитования на покрытие дефицита государственного бюджета уменьшает долю выпуска государством ценных бумаг;

4) Низкая доля акций. Из более чем 500 000 фирм акционерным являются 15206, при этом акции не более 800 предприятий котируются на бирже, из них только у 60 предприятий собственность действительно распылена. Предприятия предпочитают увеличивать капитал не за счет выпуска акций, а за счет привлечения заемных средств;

5) Доля участия банков в уставном фонде промышленных предприятий высокая или сравнительно высокая, что приводит к существованию различных форм ассоциаций банков с предприятиями;

6) Незначительная роль корпоративных облигаций определяется высокой долей прямого банковского кредитования в финансировании народного хозяйства. На долю банковских кредитов приходится 50-60% всего привлеченного капитала предприятий;

7) На рынке ценных бумаг преобладающее влияние имеют банки, их доля в финансовых активах стабильна, 2/5 национальных ценных бумаг с твердым процентом находится в руках банков. Только Deutsche Bank управлял в 1999 г. ценными бумагами общей стоимостью свыше 100 млрд. долларов.

Работа рынка ценных бумаг регулируется в соответствии с Законом о биржах Федеральным ведомством надзора за торговлей ценными бумагами (ВАЕ). Эта организация отвечает за соблюдение на рынке Германии соответствующих директив ЕС и особенно за контроль за предоставлением внутриевропейских международных финансовых услуг[10, c. 407].

Таким образом, можно отметить следующие особенности рынков ценных бумаг в развитых странах: рынок ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой играет если не решающую, то существенную роль в развитии национальной экономики, являясь основным источником инвестиций и финансирования как государственных, так и частных проектов. Наиболее крупным сегментом рынка ценных бумаг является рынок корпоративных ценных бумаг, т.е. акций. Однако рынок долговых обязательств также выполняет важную функцию связующего звена между свободными капиталами и финансированием госбюджета. Существует обязательное разделение на первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/27791.html

Глава 2. Рынок ценных бумаг в Германии и США

Глава 2. Рынок ценных бумаг в Германии и США

Функционирование рынка ценных бумаг для каждой страны является весьма существенным явлением.

Именно здесь происходит перелив капитала, и с ним связано перераспределение инвестиционных потоков, через рынок ценных бумаг осуществляется и государственное регулирование экономики.

В силу этого рынок ценных бумаг подвержен серьезному регулированию. Можно выделить несколько уровней регулирования:

1. государственное регулирование, осуществляемое государственными органами.

2. регулирование рынка профессиональными участниками или саморегуляция рынка.

3. общественное регулирование, которое осуществляется через общественное мнение, потому что реакция широких слоев населения является причиной проведения государством или профессиональными участниками рынка регулирующих мероприятий.

В отдельных странах встречаются более широкое представление уровней регулирующих рынок ценных бумаг. Например, в Германии таких уровней четыре.

Федеральный уровень, на котором контроль осуществляется Федеральным ведомством по надзору за торговлей ценных бумаг в пределах своих полномочий, подчиненных министерству финансов. Финансирование федерального ведомства происходит за счет профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Второй — уровень субъектов федерации. Регулирующими органами выступают учреждения по надзору за биржами. Это государственные учреждения, созданные на уровне федеральных земель и осуществляющие административно- правовой надзор и текущий надзор.

Они подразделяются на учреждения по контролю, которые следят за текущими сделками с ценными бумагами, и учреждения по надзору, которые имеют право обращаться в соответствующие суды в случае выявления правонарушений. Кроме того, правительства земель имеют право создавать комитеты по санкциям, которые могут налагать штрафы (до 50 тыс.

марок) или исключать из участия в торгах (до 30 биржевых сессий) тех профессиональных участников, которые нарушили порядок и правила проведения торгов.

Биржевой, третий уровень представлен отделами по контролю над торговлей ценными бумагами, которые формируются на самой бирже.

Члены отдела назначаются советом биржи по предложению ее руководства и с согласия соответствующего учреждения и надзору за биржами.

В случае выявления нарушений отдел сообщает об этом руководству биржи и соответствующим учреждениям по надзору за деятельностью рынка ценных бумаг.

Банковский уровень представлен отделами по контролю за операциями с ценными бумагами. Немецкие банки имеют значительные по размерам инвестиционные отделы, которые занимаются операциями с ценными бумагами, поэтому в них создаются отделы по контролю за операциями с ценными бумагами.

Таким образом, в настоящее время в Германии сложилась многозвенная система регулирования фондового рынка. Надзором за соблюдением банками требований по величине капитала, структуре активов и пассивов занимается специальное Надзорное управление за кредитными учреждениями, подчиненное Министерству финансов.

Как уже было сказано, рыночные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Каждой стране свойственны определенные виды ценных бумаг. Так в США выпускаются дисконтные казначейские векселя со сроком погашения 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Они размещаются на аукционе по векселям со сроком погашения 3 и 6 месяцев осуществляются еженедельно по понедельникам, а погашаются каждый четверг. Казначейские векселя со сроком погашения 9 и 12 месяцев размещаются ежемесячно в результате прямых и открытых торгов. В дальнейшем после размещения их на первичном рынке они свободно обращаются на вторичном рынке.

В Германии выпускаются дисконтные казначейские сертификаты со сроком погашения от трех месяцев до двух лет и казначейские обязательства со сроком погашения два года. Последние имеют фиксированную ставку и котируются на бирже. Среднесрочные ценные бумаги имеют срок погашения от 1 года до 5 лет (ноты). Эти облигации купонные.

Процент, как правило, платится два раза в год. В США к ним относятся казначейские ноты, которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от 2 до 10 лет. Они выпускаются только в электронной форме в виде записей на счетах и размещаются Казначейством на аукционной основе за одну неделю до окончания месяца.

Читайте также:  Медицинская виза в германию: инструкция по оформлению

В Германии к таким ценным бумагам относятся федеральные облигации (5 лет), федеральные кассовые облигации (3 — 7 лет), долговые сертификаты и сберегательные облигации (6 -7 лет). Федеральные облигации — это обязательства государства, которые выпускаются с 1979 года сроком на 5 лет номиналом 100 марок преимущественно для населения.

Они существуют также в безбумажной форме. 90 % всех облигаций выпускаются на предъявителя. Они котируются на фондовых биржах. Размещение облигаций осуществляется тендерным способом по американскому методу, то есть без посредника.

В США к долгосрочным ценным бумагам относятся купонные облигации министерства финансов со сроком погашения 10-30 лет.

В Германии к долгосрочным ценным бумагам относятся облигации ФРГ со сроком погашения от 5 до 40 лет, являются наиболее ликвидными и качественными среди всех долговых инструментов государства. Первый выпуск ценных бумаг был в 1952 году.

В настоящее время в Германии такие ценные бумаги эмитируются в безбумажной форме. Облигации выпускаются несколько раз в год. Выплачиваемый по ним процентный доход не облагается налогом, что делает их более привлекательными для многих инвесторов.

Исходным звеном функционирования рынка ценных бумаг в определенной степени является первичный рынок. Основная роль на этом рынке играют инвестиционные (в США, Канаде) и коммерческие банки (в Германии).

В Германии на первичном рынке государственных ценных бумаг 25 — 40 % общего объема эмиссии размещает Федеральный консорциум, получающее за это консорциальное вознаграждение в размере 0,875 %. В США получило наибольшее распространение андеррайтинг. Это среднесрочный договор между эмитентом и инвестиционным банком о размещении ценных бумаг.

При размещении ценных бумаг в США используется частный метод (прямой). Это непосредственное размещение новых выпусков ценных бумаг среди ограниченного круга инвесторов, которые заранее известны без предварительной подписки. Основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок.

Однако объемы первичного рынка ценных бумаг в развитых странах отличаются. Первое место по объемам выпуска и по обороту занимает первичный рынок США, а вот Германия в последние годы прочно удерживает третье место.

Источник: http://banki.bobrodobro.ru/27950

Международный опыт организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг

Международный опыт организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг

Казначейство США является самым крупным эмитентом ценных бумаг в мире; его опыт еще не в полной мере изучен Министерством Финансов РФ.

Из других стран с развитым рынком ценных бумаг ближайшим соседом и исторически важнейшим экономическим партнером России является Германия. Поэтому проблемы рынка ценных бумаг этой страны представляют для нас значительный интерес.

Рынок государственных ценных бумаг Германии по своему объему и значению уступает только рынкам США и Японии. После воссоединения Германии в 1989 г.

в результате помощи восточным землям, величина задолженности федерального правительства возросла более чем вдвое, достигнув 640 млрд. долл. Объем облигационной задолженности в 1993 г. составил 1400 млрд. долл.

(Структура облигационной задолженности Германии приводится в табл. 2).

Таблица 2

Структура облигационной задолженности Германии ( июнь 1993 г., % )

Облигации федерального правительства 39
Муниципальные облигации 20
Облигации ипотечных банков 7
Облигации банков 23
Облигации акционерных обществ 0,1
Еврооблигации 12

Источник: The Guide to Domestic Bond Markets 1993, L, 1993, p. 19.

Государственные ценные бумаги Германии выпускаются для:

— финансирования текущего бюджетного дефицита;

— погашения ранее размещенных займов;

— обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

— финансирования целевых программ местных органов власти;

— поддержки государственно — значимых объектов.

В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают федеральное правительство, его специальные службы (железные дороги и почта), муниципальных — правительства земель и местные органы власти (общины и коммуны). Все эти органы власти имеют право выпускать займы от своего имени и реализовывать их на открытом рынке.

Основным заемщиком на рынке государственных ценных бумаг Германии выступает федеральное правительство.

Оно выпускает 2 вида государственных облигаций: долгосрочные (Bundesanleihen — Bund) и среднесрочные (Bundesobligationen — Bobls).

К прочим финансовым инструментам правительства можно отнести казначейские ноты (Bundesshatzanweisungen) и казначейские векселя (Kassenobligationen / Unverzinsliche Schatzanweisungen).

Государственные долгосрочные облигации (Bunds) выпускаются с разовым погашением на срок 10 лет. Процентная ставка является фиксированной; выплата процентного дохода производится 1 раз в год. Облигации выпускаются в бездокументарной форме с регистрацией в федеральном реестре. Минимальный номинал облигации составляет 1000 марок.

С момента первого выпуска Bunds в 1952 г. их роль в финансировании бюджетного дефицита была незначительна. Однако в последние годы наблюдается тенденция стабильного роста объемов долгосрочных облигаций, выпускаемых для покрытия внутреннего долга, доля которых в общем объеме государственных обязательств в 1991 г. составляла около 50%.

Высокое качество долгосрочных облигаций как долгового инструмента и то обстоятельство, что выплачиваемые по ним проценты не облагаются налогом, делает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных правительств и учреждений.

Эмиссией Bunds и их первичным размещением среди инвесторов занимается облигационный банковский консорциум. Ведущую роль в консорциуме играет Федеральный банк Германии — Бундесбанк, которому разрешается резервировать до 20% размера эмиссии облигаций с целью поддержания их курса.

Среднесрочные облигации (Bobls) выпускаются сроком на 5 лет с фиксированной процентной ставкой также в бездокументарной форме. Как и Bunds, они погашаются единовременным платежом. До конца 1988 г. существовал запрет на их приобретение иностранцами.

Bobls выпускаются для финансирования бюджетного дефицита. На их долю приходится около 10% государственного долга страны. Bobls котируются на фондовых биржах и интенсивно обращаются во внебиржевом обороте.

Среднесрочные облигации выпускаются последовательными сериями по твердому номинальному проценту. Облигации каждой серии выпускаются на постоянных условиях. Новая серия появляется, когда конъюнктура претерпевает значительные изменения и состояние рынка требует соответствующего изменения размера номинального процента.

В такой ситуации выпуск облигаций текущей серии закрывается и вместо него открывается новый с другим купоном. Независимо от рыночной ситуации первичная продажа облигаций одной серии продолжается несколько месяцев, после чего она прекращается и операции с ними начинают совершаться на вторичном рынке, т.е. на биржах.

До введения облигаций на биржу право первичной покупки имеют только частные лица (с октября 1988 г. также лица, не являющиеся гражданами Германии). В период «вторичной» покупки право их приобретать (через кредитные институты и представительства Бундесбанка в федеральных землях) имеют как внутренние, так и иностранные кредитные институты и компании.

Первичная покупка облигаций не облагается биржевым налогом с оборота и свободна от взимания сборов.

В Германии к числу государственных облигаций относятся также облигации, выпущенные Фондом германского единства (Treuhandanstalt) — главным приватизационным ведомством Германии, Федеральной службой железных дорог и Федеральной почтовой службой.

Правительства земель выпускают в основном земельные казначейские ноты (Landesschatzanweis — ungen). Муниципальные облигации (Kommunalobligationen offentliche Pfandbriefe) выпускаются для финансирования потребностей местных органов власти.

В Германии 90% объема задолженности органов власти субфедерального уровня составляют банковские кредиты. В 1993 г. сумма задолженности муниципалитетов и земель по облигациям была равна нулю. Только после 1994 г.

муниципальные облигации начали довольно широко эмитироваться.

Наряду с рыночными ценными бумагами правительство Германии выпускает нерыночные, которые имеют как коммерческую, так и социальную направленность. К нерыночным ценным бумагам, предлагаемым частным и институциональным инвесторами, относятся: сберегательные сертификаты, казначейские финансовые обязательства и беспроцентные казначейские сертификаты.

Сберегательные сертификаты выпускаются двух типов «А» и «Б». Сертификаты типа «А» находятся в обращении 6 лет; проценты начисляются и выплачиваются ежегодно. Сертификаты типа «Б» находятся в обращении 7 лет; процент выплачивается один раз при их погашении.

Инвестор вправе продать сертификаты по номинальной стоимости в любое время и получить причитающиеся ему за соответствующий период проценты. Покупателями этих бумаг могут быть только частные лица, а также общественные, религиозные и благотворительные организации.

Сертификаты выпускаются в безналичной форме, не котируются на фондовых биржах и не обращаются на вторичном рынке. Продажа этих бумаг осуществляется через сеть кредитных учреждений.

Казначейские финансовые обязательства представляют собой дисконтный инструмент, выпускаемый на 1-2 года. Подобно сберегательным облигациям они ориентированы на мелких вкладчиков.

Кредитные учреждения, иностранные физические и юридические лица не имеют право приобретать этот вид ценных бумаг. Казначейские обязательства не могут быть возвращены или перепроданы после их покупки.

Беспроцентные казначейские сертификаты на срок от 6 месяцев до 2-х лет, в свою очередь, бывают двух видов:

а) сертификаты, которые могут быть проданы Федеральному банку обратно в любое время (они выпускаются для регулирования ликвидности банковской системы);

б) сертификаты, которые Федеральный банк не выкупает (они выпускаются в целях удовлетворения потребностей федерального правительства в заемных средствах).

Из рассмотренного выше видно, что в странах с развитой рыночной экономикой государственные ценные бумаги являются важным фондовым инструментом. Их выпуск растет не только в США и Германии, но и в других странах; расширяется и воздействие оказываемое ими на развитие экономики в целом.

Они становятся не только средством для покрытия дефицита государственного бюджета, но и орудием антикризисной (циклической) политики и используются для расширения межгосударственных экономических отношений.

Механизм выпуска государственных ценных бумаг постоянно совершенствуется, а их рынок приобретает все большее значение для инвестиционных процессов (т.е. для экономического роста).

Читайте также:  Турецкое общество в германии

Природа государственных ценных бумаг очень противоречива: спектр целей, которые могут быть достигнуты с помощью их выпуска очень широк — от удовлетворения милитаристских потребностей государства до решения задач, связанных с борьбой против бедности. Для России международный опыт эмиссии и использования государственных ценных бумаг имеет первостепенное значение.

Карпухина Ольга Александровна

Источник: http://www.jourclub.ru/19/862/3/

Ценные бумаги Германии

    Значительное место среди ценных бумаг занимают облигации, которые составляют 60% рынка ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг Германии обращаются банковские облигации, на которые приходится более 50% рынка долговых обязательств, государственные облигации (37%), облигации иностранных эмитентов (около 13%) и корпоративные облигации, на которые приходится около 2%. Общий объем рынка облигаций составляет 2942 млрд. евро.

    Банковские долговые обязательства подразделяются на ипотечные (3% рынка банковских облигаций), долговые обязательства специализированных кредитных институтов (14%), прочие банковские обязательства (28%), ипотечные листы государственных кредитных учреждений (45%).

    Предприятия выпускают коммерческие ценные бумаги, которые представляют собой размещаемые• кредитными институтами долговые обязательства сроком от 7 дней до 2 лет (чаще встречаются сроком от 1 до 3 месяцев); ценные бумаги с особыми правами и долговые листы как среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги со сроком погашения от 2 до 10 лет. Рынок государственных ценных бумаг Германии. Это крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Его отличительная особенность состоит в том, что он по своему объему не превышает рынка остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. Другая важная черта рынка государственных облигаций Германии — наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых институтов. Эмитентом государственных ценных бумаг выступают правительство, система специальных служб (железнодорожные органы, почта), правительства земель, органы местной власти (общины и коммуны). Но основным заемщиком выступает Федеральное правительство, на которое приходится до 80% всего рынка государственных ценных бумаг, 9,6% приходится на эмиссии федеральных земель, а доля займов, эмитируемых муниципалитетами, составляет 0,1%.

 Благодаря активной  политике правительства по размещению  ценных бумаг значение сектора  государственных облигаций постоянно  возрастает.

Среди наиболее распространенных  государственных ценных бумаг стоит выделить: долгосрочные и среднесрочные облигации федерального правительства; долгосрочные (10 лет) и среднесрочные (45 лет) поштучные облигации; правительственные ноты, выпуск которых был временно приостановлен в сентябре 1994 года; облигации специализированных фондов (например, Совета по опеке над государственными предприятиями бывшей ГДР); муниципальные облигации — железнодорожные, почтовые и др. В 1996 году государство впервые выпустило новые краткосрочные инструменты фондового рынка федеральные казначейские обязательства сроком действия 6 месяцев. С 1997 года началось применение «стриппинга», т.е. раздельной торговли капитала и процентов по нему по 10- и 30-летним федеральным займам. Обращаются в большом количестве и еврооблигации. В январе 1997г. в Германии были впервые выпущены параллельные облигации, деноминированные в немецких марках и французских франках. Все государственные ценные бумаги эмитируются Bundesbank толъко в безналичной (бездокументарной) форме, являются гарантированными, застрахованными, учитываемыми Bundesbank и приемлемыми для проведения им операций на открытом рынке. Эмиссия федеральных займов осуществляется с применением консорциального и тендерного методов, проценты по ним выплачиваются раз в год, если ставка фиксирована, и 2 раза в год, если ставка плавающая.

1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг Германии

    Система регулирования ценных бумаг Германии значительно слабее, чем в других странах, несмотря на ряд мер, принятых в последние годы.

    Незначительность регулирования процесса инвестиционной деятельности объяснялась следующими факторами: небольшим количеством компаний, занимающихся деятельностью по размещению ценных бумаг (в основном это были крупные коммерческие банки); полным доминированием на рынке институциональных инвесторов; в целом неразвитостью рынка ценных бумаг.

    Вплоть до 1990-х годов в Германии не было федерального закона, регулирующего Фондовый рынок, а существовали лишь правила, установленные в 1970 году и дополненные в 1988 году. Они были приняты широким кругом банков и другими участниками бирж.

В новом законодательстве нашли отражение вопросы создания федерального органа наблюдения за рынком денных бумаг; введения ряда запретов на внутренние операции с ценными бумагами; улучшения прозрачности рынков ценных бумаг путем более строгих нотификаций и раскрытия информации по требованию главных держателей акций зарегистрированных компаний; установления правил поведения инвестиционных служб, включая обязанность действовать в интересах клиента; усиления наблюдения за фондовой биржей в федеральных землях. В одном из основных законодательных актов — Законе о торговле ценными бумагами (1994г.) была установлена система контроля за операциями с ценными бумагами, выделено несколько уровней контроля за фондовым рынком.

    1. Федеральный уровень, на котором контроль осуществляется Федеральным ведомством по надзору за торговлей ценными бумагами.

Основные задачи этого ведомства: контроль за проведением внутренних операций на фондовом рынке; контроль за правильностью публикаций отчетности компаний-эмитентов или компаний, чьи ценные бумаги котируются на бирже; контроль за соблюдением правил поведения участников фондового рынка; международное сотрудничество при обсуждении проблем контроля за торговлей ценными бумагами. Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами самостоятельно осуществляет деятельность в пределах своих полномочий и подчинено Министерству финансов. Финансирование Федерального ведомства осуществляется за счет профессиональных участников рынка ценных бумаг. Роль совещательного органа выполняет Совет по ценным бумагам, основной целью которого является пресечение нарушений на рынке ценных бумаг. Для этого он осуществляет контроль за сделками с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках; собирает дополнительную информацию о совершенных сделках и их участниках; сотрудничает с иностранными органами надзора; передает дела в прокуратуру в случае выявления нарушений законодательства; контролирует и консультирует Федеральное агентство при подготовке нормативных актов, при осуществлении надзора за биржевым и рыночными структурами и по иным, вопросам.

    2. Уровень субъектов федерации. На уровне земель регулирующими органами выступают учреждения по надзору за биржами. Это государственные учреждения, созданные на уровне федеральных земель и осуществляющие административно-правовой надзор и текущий контроль.

Они подразделяются на учреждения по контролю, которые следят за текущими сделками с ценными бумагами, в частности, они проверяют правильность установления курсов ценных бумаг и наблюдают за деятельностью брокеров, и учреждения по надзору, которые имеют право обращаться в соответствующие суды в случае выявления правонарушений, выдают разрешение на создание биржи и распоряжения о ее ликвидации. Кроме того, правительства земель имеют право создавать комитеты по санкциям, которые могут налагать штрафы или исключать из участия в торгах тех профессиональных участников, которые нарушили порядок и правила проведения торгов.

    3. Биржевой уровень представлен отделами по контролю за торговлей ценными бумагами, которые формируются на самой бирже. Члены отдела назначаются Советом биржи по предложению ее руководства и с согласия соответствующего учреждения по надзору за биржами.

Отдел по контролю за торговлей ценными бумагами осуществляет текущее наблюдение за операциями с ценными бумагами, а именно: собирает данные о биржевых операциях, контролирует правильность котировок, наблюдает за соблюдением биржевых обычаев и выполняет ряд других функций.

    4. Банковский уровень представлен отделами по контролю за операциями с ценными бумагами. Основной функцией таких отделов является управление потоками информации и надзор за надлежащим поведением служащих, занятых операциями с ценными бумагами.

Контрольные службы уже созданы в крупных коммерческих банках Deutsche Bank, Deadener Bank, Kommerz Ваnk, создаются в небольших и средних немецких банках. Объектом контроля этих служб являются операции не только с ценными бумагами, но и с валютой, драгоценными металлами, производными финансовыми инструментами.

Контроль осуществляется путем отслеживания состояния личных счетов сотрудников и счетов, переданных сотрудниками в траст (текущих и счета депо).

Для контроля за распространением информации и надзора, за деятельностью собственных сотрудников коммерческие банки используют различные инструменты: создание реестров — списков ценных бумаг, информация по которым подлежит особому контролю, и зон доверия — ограничения хождения информации по банку.

За информацией по ценным бумагам, внесенным в реестр, осуществляется жесткий контроль. На них могут быть наложены ограничения для пресечения и ненадлежащего использования закрытой информации.

Выделяют реестр отслеживания — закрытый для большинства сотрудников список ценных бумаг, о котором в банке имеется информация, способная повлиять на их курсы и создать конфликт в банке. Cтoп-рeecтp — открытый список ценных бумаг, на операции с которыми коммерческий банк налагает ограничения. Зоны доверия служат инструментом контроля.

   Контрольная служба осуществляет надзор за тем, чтобы работники функциональных подразделений банка сохраняли конфиденциальность информации при совершении операций с ценными бумагами. В настоящее время в Германии сложилась многозвенная система регулирования фондового рынка.

Традиционно контроль за соблюдением честных правил торговли осуществляется специальными подразделениями в министерствах экономики федеральных земель, где находится та или иная биржа. Надзором за соблюдением банкам (а сейчас — и небанковским компаниями), требований по размеру капитала, структуре активов и пассивов занимается Надзорное управление за кредитными учреждениями, подчиненное Министерству финансов. Если до 1994г. в ФРГ не было даже Комиссии по рынку ценных бумаг, то сейчас действует федеральная Комиссия по ценным бумагам осуществляющая общий контроль за соблюдением законодательства по ценным бумагам, в первую очередь за раскрытием информации эмитентами и соблюдением норм по запрету инсайдерских сделок.

Источник: http://referat911.ru/Cenoobrazovanie/cennye-bumagi-germanii/306601-2676609-place3.html

Ссылка на основную публикацию